|
------------------------------------------------
Шаг навстречу
Концепция проекта
------------------------------------------------
------------------------------------------------
I. Описание проблемы
Проблема, решаемая в рамках проекта, заключается в отсутствии механизма формирования у воспитанников детской воспитательной колонии социальной компетентности, обеспечивающей их эффективное возвращение в общество после освобождения.
На наш взгляд, подавляющее большинство несовершеннолетних попадают в колонии потому, что недостаток каких-либо их собственных качеств, знаний или навыков не позволяет им на свободе успешно разрешать конфликтные ситуации и находить социальной одобряемые способы решения различных жизненных трудностей и они реализовывают криминальные способы поведения, нарушают закон.
Находясь в колонии воспитанники живут в рамках четко установленной системы, полностью сосредоточенной на достижении целей реализации наказания и обеспечения безопасности. Элементы самостоятельности и инициативности воспитанников практически сведены к нулю. Проходящие воспитательные и реабилитационные мероприятия внутри колонии ограничены формальными рамками закона. Кроме того, установившиеся в колонии способы взаимодействия, как между сотрудниками и воспитанниками, так и между самими воспитанниками не только не способствуют реабилитации ребят, но и еще больше закрепляют негативные стереотипы поведения, силовые способы построения взаимоотношений и разрешения конфликтных ситуаций.
Таким образом, внутри колонии отсутствует реабилитационное поле, позволяющее сформировать у воспитанников те личностные качества, необходимые знания и навыки, которые позволили бы им успешно адаптироваться к жизни «в условиях свободы» после выхода из ВК, криминальная направленность личности воспитанника, не только не корректируется, но и некоторым образом закрепляется.
II. Цель и задачи проекта
Целью проекта является создание механизма позволяющего сформировать у несовершеннолетних осужденных позитивно-направленную, эффективную социальную компетентность, снижающую риск их рецидивного противоправного поведения после освобождения.
Задачами, таким образом, являются:
-организация работы, направленной на формирование эффективного реабилитационного поля - с персоналом ВК
-организация работы, направленной на помощь в разрешении индивидуальных проблем и формирование необходимых качеств, знаний и навыков - с воспитанниками ВК
III. Нормативно-правовая база реализации проекта
Реализация проекта осуществляется на основе положений международно-правовых актов, Конституции Российской Федерации и действующего законодательства Российской Федерации.
В частности:
– ст. 7 УК РФ «Принцип гуманизма»;
– ст. 43 УК РФ «Понятие и цели наказания»;
– ст. 1 УИК РФ «Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации»;
– ст. 8 УИК РФ «Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации»;
– ст. 9 УИК РФ «Исправление осужденных и его основные средства»;
– ст. 12 УИК РФ «Основные права осужденных»;
– ст. 23 УИК РФ «Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания»;
– ст. 24 УИК РФ «Посещение учреждений и органов исполняющих наказания»;
– ст. 82 УИК РФ «Режим в исправительных учреждениях и его основные требования»;
– ст. 97 УИК РФ «Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений»;
– гл. 15 УИК РФ «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы»;
– гл. 17 УИК РФ «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях».
Непосредственно деятельность по реализации проекта регламентируется приказами ГУИН МЮ РФ по Красноярскому краю.
IV.История реализации проекта
В 2002 году под патронажем председателя Красноярского краевого Общественного Комитета по защите прав человека, Заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук, профессора, зав. кафедрой уголовного права и криминологии КрасГУ А.С. Горелика и начальника ГУИН МЮ РФ по Красноярскому краю, генерал-лейтенанта внутренней службы В.К. Шаешникова, при поддержке PRI преподаватели и студенты КрасГУ приступили к реализации социального проекта по работе с воспитанниками Канской колонии для несовершеннолетних.
В феврале 2003 года проект получил название – «Шаг навстречу».
В процессе реализации проекта были заключены договоры о сотрудничестве между КрасГУ и Канской ВК, об открытии в Канской ВК Общественной приемной Комитета по защите прав человека.
Все мероприятия по проекту регулярно планировались, а схема взаимодействия выстраивалась следующим образом: за подписью А.С. Горелика отправлялись официальные письма в адрес начальника ГУИН края В.К. Шаешникова, затем получались необходимые резолюции, приказы и распоряжения руководства ГУИН края и администрации Канской ВК. Систематический анализ результатов проекта производился на заседаниях Общественного совета при ГУИН края, сопредседателем которого является А.С. Горелик.
Реализация проекта в течение 2002, 2003 и первых 4-х месяцев 2004 года проходила в рамках двух основных направлений:
-организации регулярных общественных визитов в Канскую воспитательную колонию (КВК)
-организации регулярных выездных мероприятий с участием воспитанников КВК
В рамках первого направления за период реализации проекта проведено более 20 общественных визитов в КВК. Работа с воспитанниками в ходе таких общественных визитов проходила в следующих формах:
• общие (с участием всех воспитанников) социально-психологические, культурно-познавательные, спортивно-оздоровительные мероприятия;
• индивидуальные юридические и социально-психологические консультаций для всех обращающихся воспитанников;
• индивидуальные и групповые занятия и консультации для воспитанников, готовящихся к условно-досрочному освобождению и освобождению по истечению срока отбытия наказания.
В рамках второго направления – организации выездных мероприятий с участием воспитанников – за период реализации проекта опробованы две основные формы: выездные «интенсивы» и участие воспитанников КВК в различных общественных акциях.
Работа в условиях «интенсива» организуется в малых группах. В состав группы кроме воспитанников и кураторов группы (студентов старших курсов) обязательно входят «внутренние лидеры» из числа социально-активных, позитивно настроенных учащихся школ и студентов младших курсов средне-специальных и высших учебных заведений. Это способствует формированию у воспитанников опыта успешного позитивно-направленного социального взаимодействия со своими сверстниками.
Индивидуальная и групповая работа воспитанников с соответствующими специалистами «по содержанию» (юридические лекции, семинары и консультации, психологические тесты, лекции и тренинги, совместная проектная деятельность, творческие формы работы) организуется в целях формирования необходимых личностных качеств, знаний и навыков, организации помощи по решению существующих проблем и предстоящих трудностей,
В рамках «интенсива» осуществляются экскурсионные, культурно-познавательные мероприятия, встречи с интересными людьми. Это позволяет показать, напомнить и совместно опробовать способы активного, социально-приемлемого досуга; сформировать, дополнить и восполнить запас знаний воспитанников, позволяющий им в дальнейшем активно и адекватно включаться в существующее социально-культурное пространство общества.
В 2003 и 2004 году воспитанники КВК приняли участие в следующих мероприятиях и социальных акциях:
-29 октября 2003 года - «Время перемен» - благотворительный музыкально-тематический марафон;
-24 ноября 2003 года - благотворительная выставка-ярмарка изделий декоративно прикладного творчества осужденных, отбывающих наказания в колониях Красноярского края;
-10 марта 2004 года – благотворительный концерт в женской колонии г. Красноярска;
-30 марта – 2 апреля 2004 года – Финал регионального конкурса письменных работ по правам человека.
На наш взгляд, участие в подобных мероприятиях позволяет воспитанникам приобрести позитивный социальный опыт, найти новые, социально одобряемые способы и формы самореализации, получить поддержку и поощрение со стороны зрителей и других участников, построить новые отношения с людьми, относящимися к ним с уважением.
В дополнение к двум основным направлениям в начале 2004 года в Канской ВК развернулась проектная деятельность самих воспитанников при поддержке студентов и преподавателей КрасГУ – осуществляются проекты «Бард-клуб», «Школа компьютерной грамотности», «Газета КВК», «Радиопередача – «Говорит КВК»» и др. Участие в проектах позволяет воспитанникам в условиях колонии выстраивать новые отношения со сверстниками и сотрудниками, находить возможности для улучшения собственной жизни, приобретать новые знания и навыки, развивать необходимые качества: способность к анализу и планированию собственной деятельности.
Участие заявки проекта в Красноярском Молодежном Форуме увенчалось награждением гран-при, статуеткой "Град" и подписанием грантового договора на реализацию очередного этапа проекта. В целом в рамках заявленного направления до 1 декабря 2004 года будет разработана и апробована на практике экспериментальная модель Центра социальной адаптации бывших воспитанников детских колоний и сформулированы (подготовленные в ходе реализации "большого" проекта) предложения по соответсвующим изменениям в системах социальной защиты населения г.Красноярска и края, а также ГУИН края.
V.Промежуточные итоги
За время реализации проекта в Канской ВК произошли существенные изменения. Так, за период 2003 г. в Канской воспитательной колонии заметно улучшилось состояние дисциплины: в 2003 г. в качестве взыскания в дисциплинарный изолятор было водворено на 52 % меньше воспитанников, чем в 2002 г. При этом злостных нарушений воспитанниками режима отбывания наказания зафиксировано не было, как не имели места массовые неповиновения, преступления воспитанников и иные эксцессы.
О тзывы воспитанников и комментарии экспертов позволяют сказать, что проектной командой найдены эффективные способы организации выездных мероприятий.
Активность воспитанников и возрастающая масштабность мероприятий внутри колонии говорят о большой значимости общественных визитов в КВК студентов и преподавателей КрасГУ.
VI.Направления развития проекта (программа эксперимента)
1. Организация мероприятий для персонала КВК
2. Организация регулярных мероприятий в КВК с участием различных целевых групп воспитанников
3. Организация выездных мероприятий с участием сотрудников и воспитанников КВК
4. Организация экспериментального Центра социальной адаптации бывших воспитанников
Для развития деятельности по формированию эффективного реабилитационного поля необходимо проведение ряда семинаров с различными целевыми группами сотрудников ВК.
Для успешной деятельности проектной команды внутри КВК необходима конкретизация договора о сотрудничестве путем разработки Распорядка дня ВК, учитывающего мероприятия по эксперименту. Для развития деятельности по формированию успешной и позитивно направленной социальной компетентности необходимо продолжение направления проектной деятельности воспитанников КВК.
Для проведения мероприятий, прямо направленных на предварительное решение вопросов трудового и бытового устройства осужденных после освобождения в соответствии со ст. 97 УИК РФ необходимо проведение 2-3 выездных «интенсивов» с группой 20-25 воспитанников продолжительностью до 7 дней.
Кроме того, необходима организация выездов соответствующих групп воспитанников в г.Канск, г.Красноярск для участия в тематических мероприятиях воспитательного характера (посещение техникумов и ВУЗов, музеев, театров, спорткомплексов и т.п.) в порядке ст. 134 УИК РФ и кратковременных выездов воспитанников для участия в концертных и иных мероприятиях воспитательного характера, смотрах-конкурсах художественной самодеятельности, что регламентируется ст. 97 УИК РФ.
Для успешного создания Центра необходима качественная проработка его концептуальных основ и модели, аппробация данной модели, как в ходе выездных интенсивовов, так и в ходе регулярной работы в экспериментальном общественном центре. Кроме того, необходимо проведение серии переговоров с представителями власных структур. Данная деятельность будет опираться на ресурсы (как финансовые (грантовые средства), так и организационные (переговорные площадки)) Красноярского Молодежного Форума
------------------------------------------------
обсудить в Форуме
|